Tajik Development Gateway на русском языке > НОВОСТИ > Миграция/безработица > Адаптация к мигрантам

Адаптация к мигрантам

Тема миграции стала одним из основных сюжетов публичной политики

Адаптированных мигрантов хотела бы иметь любая страна Фотография: Владимир Смирнов/ИТАР-ТАСС
Адаптированных мигрантов хотела бы иметь любая страна
Фотография: Владимир Смирнов/ИТАР-ТАСС

Вписать мигрантов в российские реалии невозможно без радикальной смены самих этих реалий. «Качество» мигрантов и степень их интеграции в жизнь страны прежде всего определяются особенностями нашей внутренней политики.

Президент Владимир Путин заявил, что России нужны трудовые мигранты, однако они должны знать русский язык и соблюдать законы. «Мы готовы привлекать квалифицированных иностранных специалистов, заинтересованы в рабочей силе, востребованной в промышленности, в стройке, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в агропромышленном комплексе. Но эти люди должны быть адаптированы к жизни в России, должны знать русский язык, историю нашей страны, основы законодательства, с уважением относиться к нашим традициям», — сказал глава государства на совещании по оборонным, правоохранительным и внешнеполитическим вопросам. Кроме того, Путин назвал одной из ключевых задач правоохранительных органов противодействие национальному и религиозному экстремизму.

Сам контекст, в котором шла речь о мигрантах (на совещании силовиков), говорит о том, что власть видит в них угрозу национальной безопасности. В этом она солидарна со значительной частью общества: ксенофобские настроения у населения растут.

Вообще тема миграции стала в последние месяцы одной из основных сюжетных линий публичного дискурса российской политики. Часть несистемной оппозиции начала говорить, что власть сознательно рекрутирует низкоквалифицированных мигрантов из наиболее отсталых государств постсоветского пространства, формируя таким образом новое лояльное режиму абсолютно бесправное сословие. В таких обвинениях есть доля лукавства. Из развитых стран на высококвалифицированную работу мигранты в Россию просто не едут. Поскольку даже если представить, что в нашей стране есть спрос на такую рабочую силу, то явно нет предложения. История со «Сколково» и вынужденная эмиграция ректора Российской экономической школы Сергея Гуриева явно не добавляют привлекательности России на рынке мигрантов-интеллектуалов.

Кроме того, важно учесть, что только сейчас в Россию начинают подтягиваться молодые мигранты, родившиеся в постсоветскую эпоху. Для большинства нынешних трудовых «беженцев» из нищих постсоветских республик приезд в Россию воспринимался как переселение внутри одной страны — из бывших «колоний» в метрополию, а не в другую страну.

Что касается уважительного отношения к традициям, то одной из главных традиций стали постоянные поборы с мигрантов, которые устраивают сами государственные структуры. Легально зарегистрироваться в России крайне сложно, зато с помощью бесконечных взяток относительно легко можно откупаться от закона.

Знание русского языка, конечно, замечательный трудовой навык, но вряд ли он особенно нужен, скажем, вьетнамцам — работникам подпольных цехов по пошиву одежды, у которых работодатели отбирают паспорта и содержат их в закрытых помещениях, как рабов. Вполне могут обойтись без беглого русского и мигранты-дворники.

Естественное стремление (а иногда и вынужденная необходимость) селиться вместе создает этнические анклавы в крупных городах. И если тенденция сохранится, скоро будет впору говорить об адаптации аборигенов к национальным традициям диаспор, а не об ассимиляции мигрантов. Уже никого не удивляет появление в Москве радиостанции «Восток» с соответствующим репертуаром — у нее точно появилась армия слушателей.

Поток трудовых мигрантов низкого качества в Россию прекратится, только если она деградирует до уровня тех самых стран, из которых стремится уехать на заработки значительная часть населения.

Если же такая перспектива России не грозит, важно понимать, что практически ни одной привлекательной для мигрантов стране мира пока не удалось добиться их полной адаптации. Стремление мигрантов сохранить национальные традиции и даже силой навязать их той самой западной цивилизации, которая стала источником их доходов, остается одной из острейших проблем Евросоюза.

Но пока в России государство делает бизнес на миграции, а сама страна остается привлекательной преимущественно для населения еще более бедных и отсталых стран, вряд ли стоит ждать здесь появления мигрантов другого качества. Более того, если увеличится миграционный поток из самой России (а уезжают отсюда традиционно далеко не самые глупые и неквалифицированные кадры), мы в обозримом будущем можем получить совсем другой национальный и профессиональный состав населения. Такой, что нынешние времена покажутся расцветом гармоничных отношений между добрыми «аборигенами» и послушными «приезжими».

«Газета.Ru»