ВВП в расчёте на душу населения и по паритету покупательной способности(ППС) является наиболее точной характеристикой определяющей уровень экономического развития страны. По данным МВФ за 2012 год ВВП на душу населения в Туркменистане составлял 8 718 долларов США, в Таджикистане – 2 229$, а в Афганистане – 1 054$. Однако если взглянуть на диаграмму “Доля пользователей Интернет (3 страны – Таджикистан, Афганистан, Туркменистан)”, то станет понятно что уровень развития Интернет отнюдь не определяется уровнем развития экономики.
В настоящее время наиболее полным и авторитетным источником международной оценки влияния ИКТ на конкурентоспособность и благосостояние стран считается Индекс сетевой готовности — комплексный показатель развития ИКТ, разработанный в 2001 году. Используется в качестве средства анализа для построения сравнительных рейтингов, отражающих уровень развития информационного общества в различных странах. Выпускается Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса INSEAD с 2002 года в рамках специальной ежегодной серии докладов о развитии информационного общества в странах мира. Авторы исследования исходят из положения, согласно которому существует тесная связь между развитием ИКТ и экономическим благополучием, так как ИКТ играют сегодня ведущую роль в развитии инноваций, повышении производительности и конкурентоспособности, диверсифицируют экономику и стимулируют деловую активность, тем самым способствуя повышению уровня жизни людей. Эта взаимосвязь была впервые отмечена на Всемирном экономическом форуме 2001 года и описана в первом Глобальном отчете по информационным технологиям. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами для анализа проблемных моментов в их политике и осуществления мониторинга своего прогресса в области внедрения новых технологий.
Индекс измеряет уровень развития ИКТ по 53 параметрам, объединенным в три основные группы:
Наличие условий для развития ИКТ.
Готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию ИКТ.
Уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах.
Всемирный экономический форум (World Economic Forum) опубликовал Индекс сетевой готовности 2013 года (Networked Readiness Index 2013), характеризующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в мире и его влияние на государственную конкурентоспособность. В докладе «Глобальный отчет о развитии информационных технологий 2013: Экономический рост и занятость в гиперсвязанном мире» (The Global Information Technology Report 2013: Growth and Jobs in a Hyperconnected World) представлены данные по 144 странам. Расчетная часть Индекса выполнена на основании статистических данных международных организаций, а также результатов ежегодного комплексного опроса мнения руководителей, проводимого Всемирным экономическим форумом совместно с собственной сетью партнерских институтов (исследовательских и деловых организаций) в странах, ставших объектами исследования. В итоговом отчете показатели сводятся в единый Индекс сетевой готовности. В докладе содержатся и детальные профили стран, по каждой стране представлена общая картина экономического развития в части проникновения и использования ИКТ, статьи ученых и отраслевых экспертов, а также рейтинги и обширная подборка статистических таблиц со всеми показателями, используемыми для расчета Индекса. Подробная информация об исследовании представлена на странице: Индекс сетевой готовности.
В рамках темы «Экономический рост и занятость в гиперсвязанном мире» в докладе рассматриваются особенности экономического и социального развития в среде, где мобильные коммуникации и Интернет являются общедоступными в любое время; люди и организации могут вступать в контакт незамедлительно; а техника объединена в сети. Быстрый рост числа мобильных устройств, большой объем информации, а также тотальная распространенность медиа являются стимуляторами процесса взаимосвязанности, в результате чего в настоящее время наблюдаются фундаментальные преобразования во всех областях экономики и общества. Публикуемый отчет прослеживает то, как страны развивают ИКТ для получения важных конкурентных преимуществ и увеличения благосостояния. Разрабатывая стратегию внедрения ИКТ как части общего плана экономического роста, государства могут получать больше выгод от взаимосвязанной глобальной экономики и увеличивать конкурентоспособность в глобальном масштабе.
В отчете на 2013 год представлены данные по Индексу сетевой готовности в 144 странах мира. В первую десятку наиболее развитых в этом отношении стран вошли: Финляндия, Сингапур, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Великобритания, Дания, Соединенные Штаты и Тайвань. Согласно этому исследованию Таджикистан занимает 112 место среди 144 обследованных стран (в 2012 году было 114 место), центральноазиатский сосед и конкурент в сфере развития ИКТ – Кыргызстан – занимает 118 место (было 115). Более подробно показатели, повлиявшие на совокупный индекс страны, смотрите на странице Индекс сетевой готовности Таджикистана (The Global Information Technology Report 2013).[Надеемся, что если вы читаете эту статью, то вам знакомы и понятны термины в сфере ИКТ на английском языке.]
Отмечая определенный прогресс в развитии информационно-коммуникационных технологий в Республике Таджикистан, необходимо сказать, что по нескольким важнейшим индикаторам развития ИКТ Таджикистан заметно уступает не только большинству стран, получивших в наследство от бывшего СССР сравнимую по уровню телекоммуникационную инфраструктуру и кадры, но и Монголии и Ирану.
Доля пользователей Интернет (Проникновение Интернета)
Выше уже упоминалась диаграмма по использованию Интернета в трех странах: Таджикистане, Туркменистане и Афганистане. Вторая диаграмма иллюстрирует рост пользования Интернета еще в двух странах-соседях Таджикистана: Узбекистане и Кыргызстане. Видно что в последние годы темпы прироста доли пользователей Интернет в Таджикистане и Кыргызстане примерно равны, то есть при сохранении таких тенденций Таджикистан в ближайшие годы не сможет “догнать и перегнать” соседа. Скептики всегда смогут найти достаточно убедительные аргументы почему проблематично резко повысить темпы прироста: “нет таких финансовых ресурсов как в Узбекистане”, “в Кыргызстане много русскоязычных айтишников” и т.п. Однако пример Ирана и Монголии свидетельствует, что резкий прирост темпа проникновения Интернета вполне возможен. Почему для сравнения были выбраны Иран и Монголия? Иран – это понятно, культура и язык близки для Таджикистана, что должно сказываться на сходных потребностях в информации и каналах доставки информации, в т.ч. и Интернета. Монголия же сходна с Таджикистаном, Кыргызстаном как небольшая “landlocked”(не имеющая выхода к морю) страна, в свое время была тесна связана с экономикой бывшего СССР, недаром ее называли “шестнадцатой республикой”. Иран достиг уровня Кыргызстана за два года, Монголия – за год. 3 года работы – и Узбекистан не только значительно опередил Кыргызстан, но и приблизился к Армении и Украине. За цифрами роста/прироста – повышение уровня жизни людей, улучшение доступа к информации для удовлетворения личных и корпоративных потребностей, повышение эффективности государственных органов.
Еще пара выводов этого сравнительного анализа по проникновению Интернета. Довольно часто в исследованиях различного характера (экономических, социальных, политических) сравниваются показатели стран бывшего СССР со странами Европы (чаще всего по регионам: Западной, Восточной, Северной и Южной Европы). Можно отметить, что по показателям развития Интернета ряд стран бывшего ССР существенно опережают не самые отсталые страны Европы, например Турция отстает от России, Азербайджана и Казахстана, не говоря уже о прибалтийских странах. Так что опыт Турции вряд ли будет способствовать развитию ИКТ в Таджикистане. А вот зачем простому эстонцу Интернет? Три четверти эстонцев пользуются возможностями всемирной сети, сберегая время и деньги – оформляют большинство документов он-лайн через порталы государственных учреждений, покупают товары в интернет-магазинах, оплачивают коммунальные услуги через Интернет. Интернет-по-эстонски – это эффективно и практично. К этому надо стремиться и это вполне достижимо.
Количество абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет
Широкополосный или высокоскоростной доступ в Интернет — доступ в Интернет со скоростью передачи данных, превышающей максимально возможную при использовании коммутируемого доступа с использованием модема и телефонной сети общего пользования. Осуществляется с использованием проводных, оптоволоконных и беспроводных линий связи различных типов.Кроме высокой скорости, широкополосный доступ обеспечивает непрерывное подключение к Интернету (без необходимости установления коммутируемого соединения) и так называемую «двустороннюю» связь, то есть возможность как принимать («загружать»), так и передавать («выгружать») информацию на высоких скоростях. Выделяют мобильный широкополосный доступ (мобильный ШПД) и фиксированный широкополосный доступ. Фиксированный ШПД строится на основе проводных соединений, в то время как мобильный ШПД включает в себя передачу данных по беспроводным соединениям. Показатель “Количество абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 жителей” при рассмотрении 5 стран ясно и недвусмысленно показывает одну из существенных причин отставания Таджикистана по использованию Интернета – отсутствие соответствующей современной инфраструктуры для доступа в сеть, а именно систем и сетей фиксированного широкополосного доступа в Интернет. Упомянутый выше резкий прирост темпа проникновения Интернета в Иране и Монголии как раз объясняется существенным увеличением количества абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет, то есть не экстенсивным развитием существующих телекоммуникационных систем и сетей, а внедрением и развитием современных и эффективных систем и сетей ФШПД. В последние годы по показателю количества абонентов фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 жителей к тройке лидеров на пост-советском пространстве – Эстонии, Латвии и Литве – присоединилась Беларусь, которая обладает высоким кадровым потенциалом в сфере информационных технологий. В ближайшие годы это безусловно скажется на росте проникновения Интернета в Беларуси до уровня стран Европейского Союза. Также стоит отметить, что внедрение фиксированного ШПД экономически выгодно в странах/регионах с преобладающим городским населением, то есть при развитии фиксированного широкополосного доступа в Интернет в Таджикистане (да и в других странах со значительными сельскими местностями – Кыргызстане, Узбекистане, Грузии, Армении, Азербайджане) необходимо изучать опыт развитых стран со сходными условиями. Возможно, Турция в последние годы как раз столкнулась с этими естественными ограничениями, что и объясняет снижение темпов прироста показателей ИКТ для этой страны.
Количество абонентов мобильной связи
Прогресс Таджикистана в развитии мобильной связи несомненен, что подтверждается показателями уровня проникновения мобильной связи за 2006-2011 годы. Уровень проникновения мобильной связи на рынок страны – один из самых популярных и объективных показателей среди телекоммуникационных компаний – рассчитывается на 100 жителей. Диаграммы по уровню проникновения мобильной связи в трех странах (Таджикистан, Туркменистан и Афганистан) и пяти странах (плюс Узбекистан и Кыргызстан) показывают, что Таджикистан в отличие от РУ и КР с их линейным ростом показателей как бы движется от “рубежа к рубежу”, стабилизация на уровне – рост – опять застой. Картина схожа с Туркменистаном, только на разных уровнях. Интересно, что количество пользователей мобильной связи в расчете на 100 жителей в Иране стабилизовалось на уровне 72-73 с 2010 года и, скорее всего, можно говорить о насыщении рынка. То есть насыщение рынка для разных стран происходит на разных уровнях, зависит от многих причин, и не стоит брать за ориентир показатели каких-то конкретных стран. Возвращаясь к началу этой статьи, где говорилось, что уровень развития Интернет отнюдь не определяется уровнем развития экономики, как раз в отношении развития мобильной связи можно сказать, что уровень проникновения в значительной степени определяется богатством страны. В нашей более чем релевантной выборке из 19 стран впереди Россия и Казахстан. Однако порой это свидетельствует не только о потребительских возможностях. Так многие казахстанские предприниматели, работающие в нескольких регионах или по всей стране, вынуждены подключаться к нескольким провайдерам мобильной связи, которые неспособны или не желают обеспечить полноценную, качественную связь на территории всей страны. То же можно сказать и о России. Здесь стоит отметить динамику показателя проникновения мобильной связи в прибалтийских странах. Заметно насыщение рынка: для Эстонии – где-то на уровне 125-140, для Литвы – 140-150, Латвия – около 100. Это свидетельствует о том, что выбранная потребителем (эстонцем, литовцем, латышом) компания-провайдер связи практически полностью обеспечивает потребности абонента как по качеству и надежности, так и в способности покрыть территорию всей страны. (с) Б.Рахимов – специально для Tajik Development Gateway, 2013 Новость по теме: Почему в Казахстане Интернет медленнее, чем в Монголии