Tajik Development Gateway на русском языке > История Таджикистана > Шохрохи Вахдат

Шохрохи Вахдат

Шохрохи Вахдат

Шохрохи Вахдат

Три кита-опоры национального развития Таджикистана

Приобретение независимости и в годы самостоятельных шагов по укреплению независимости Таджикистана он попал в геополитическую изолированность. Хроническая нестабильность Афганистана с юга, транспортная блокада Узбекистана с запада и северо-запада, отсутствие дорог в Кыргызстан с севера и неопределенная историческая боязнь (со времен ухудшения советско-китайских отношений середины 60-х годов прошлого века) открытия большой дороги на востоке в соседний Китай, намного осложняли шаги суверенного развития страны.

Подписание Соглашения о мире и национальном согласии сразу ставило новые задачи перед постконфликтным восстановлением и развитием страны, когда создание единой общенациональной транспортной коммуникации (Шохрохи Вахдат) приобрело первоочередную значимость. Это прекрасно понимало политическое руководство страны и через месяц после подписания исторического Соглашения о мире, Президент страны Эмомали Рахмон совершил известную поездку на перевал Кульма, в восточные ворота страны и объявил о начале восстановления Великого Шелкового Пути, выступающего внутри страны также Дорогой консолидации (Шохрохи Вахдат).

ХОТЯ в начале 2009 года мы ожидали от экономического блока правительства четкой и понятной антикризисной программы, способствующей скорейшему выходу нашей многострадальной страны из этого мирового экономическо-финансового кризиса. Однако наши высокопоставленные топ-менеджеры не оправдали наши надежды, а разработанная с большим опозданием программа “200 дней реформы” осталась невостребованной или непонятой нашим обществом.

Несмотря на это к концу года стали кристализовываться и логически окончательно оформляться три общенациональные стратегии – выход из географического тупика, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, которые воедино успешно реализуются. Ускоренная реализация этих стратегий дает нашим соотечественникам уверенность и надежду в завтрашнем дне своей страны.

Теперь подробно рассмотрим предысторию, специфику и ход реализации этих стратегий:

1) Выход из географического тупика.

Данная стратегия стала выходить на передний план сразу после достижения мира и национального согласия. После возвращения из Москвы с долгожданным соглашением о мире президент страны следующую поездку совершил в перевал Кульма (таджикско-китайская граница), откуда берет свое начало Шохрохи Вахдат по маршруту Кульма-Хорог-Кулоб-Душанбе-Айни-Худжанд-Исфара. При финансовой поддержке международных финансовых институтов и других заинтересованных сторон мы стали поэтапно строить новые и ремонтировать старые автомобильные дороги, тоннели и мосты (Кульма-Мургаб, Шагон-Зигар, Душанбе-Кургантеппа-Кулоб, Вахдат-Джиргаталь-Карамик, мосты через Пяндж, тоннели “Шар-шар”, “Истиклол” и другие).

А в 2004 году произошло одно важное событие, которое послужило сильным толчком в реализации крупномасштабных строительных мероприятий в Таджикистане. Новый руководитель КНР Ху Цзиньтао в Ташкентском саммите ШОС (июнь 2004 г.) предложил крупный льготный кредит в размере $900 млн. странам-членам организации. Россия, Казахстан и Узбекистан отказались от кредита, и основными претендентами остались Таджикистан и Кыргызстан. Однако вскоре в соседнем государстве произошли “тюльпановая революция” и смена власти, что снизило его шансы для получения кредита. В итоге большая часть кредита (примерно 630 млн.) досталась Таджикистану,. стало мощным и своевременным подспорьем в реализации важных транспортных и энергетических проектов страны. Ускоренными темпами стал строиться северный отрезок Шохрохи Вахдат (Душанбе-Худжанд-Чанак), ЛЭП “Юг-Север-500” и ЛЭП “Лолазор- Хатлон-220”.

Строительство автодороги Душанбе-Худжанд-Чанак, как и соединение автодороги с Горным Бадахшаном, создает единую национальную транспортную артерию нашей горной страны (с круглогодичным движением). Наши высокогорные перевалы, как “берлинская стена” препятствуют национальному единению таджикского народа, осложняя нормальное передвижение людей и грузов.

Создание единой транспортной артерии в далеком от мировых портов Таджикистане имеет также одно преимущество международного значения. Она позволяет нашей стране превратиться в удобный перекресток между четырьмя важными регионами азиатского континента (между Дальним и Средним Востоком и между Центральной и Южной Азией). В ближайшие 2-3 года при создании привлекательных придорожных инфраструктур и процедур прохождения по нашим дорогам потянется транспортный поток между Китаем и Ираном и между Казахстаном и Пакистаном (далее в Индию и морские порты). Тогда мы станем достойным продолжателем дел наших предков – согдийцев и бактрийцев, которые, наряду с китайцами, были основными носителями идей и ценностей Великого шелкового пути.

Обеспечение продовольственной безопасности

ЭТА вторая национальная стратегия, которая имеет на этот год хороший “урожай”. Данный результат был достигнут не колоссальной мобилизацией финансового и административного потенциала, а только отказом от вредной политики прессинга на дехканские хозяйства, чтобы они на не менее 60-70 % земли сеяли хлопок. Данный отказ несколько запоздал, так как суммарный долг хлопкосеющих хозяйств инвесторам достиг более $700 млн. (кстати, данная сумма эквивалентна необходимой сумме для ввода 1-го агрегата Рогунской ГЭС). Благодаря этому, а также обильным осадкам мы смогли достичь миллионного урожая зерновых, который, в основном, покрывает нашу годовую потребность. Этот показатель имеет весьма положительную психологическую нагрузку, так как освобождает наше постконфликтное общество от страха голода, который сопровождает нас с середины 90-х годов прошлого века.

Однако, чтобы хороший урожай зерновых стал не сезонным, а постоянным, нам необходимо срочно пресечь набирающие угрожающие темпы и масштабы продажи земельных участков большому количеству желающих строить дома. Если этот темп сохранится ближайшие 3-4 года, то мы безвозвратно потеряем не только земельные участки для посева хлопка, зерновых или других культур, но и для старых кладбищ.

В Хороге на другом берегу Пянджа можно увидеть хороший пример бережного использования земельных участков. Местный дехканин горной долины строит свой дом на каменистом холме и бережет каждую пядь своей земли. Данную практику можно смело распространять повсеместно по всей нашей горной стране.

Обеспечение энергетической безопасности.

ЕСЛИ первая стратегия (выход из географического тупика) высокими темпами реализуется благодаря поддержке Китая и международных финансовых институтов, а вторая стратегия (продовольственная безопасность) благодаря отказу от диктата, то третья (энергетическая безопасность) требует мобилизации потенциала и энергии всей таджикской нации.

Очень холодная зима 2008 года политизировала проблему энергообеспечения страны. При таком положении дел строительство Рогунской ГЭС становится национальной идеей целого народа.

Вызов времени требует от нас, чтобы мы скорее перекрыли русло новой “Джуи Мулиен” – реки Вахш,- таджиков и использовали ее энергию для нужд национального развития.

Данный вызов времени первой осознала правящая партия, которая выступила с инициативой взять моральное шефство над строительством Рогуна. Отрадно, что в наши дни данная партийная инициатива постепенно превращается в общенациональную идею таджикского народа.

Данное строительство ставит серьезный экзамен перед таджикским народом. Если мы мобилизуем все свои ресурсы и возможности и построим первые 1 или 2 агрегата данного гидроузла, тогда мировое сообщество и наши соседи поверят в наш потенциал. Тогда появится много партнеров для полного завершения данного гидроузла, который в будущем выступит не только локомотивом национальной экономики, а символом национального единения. А если мы будем медлить с вводом первого агрегата Рогуна или коррупция погубит и эту огромную стройплощадку, то наши соседи и международное сообщество перестанут нас уважать как достойную нацию. Мы попадем в список “несостоявшихся государств”.

К концу 2009 года третья стратегия получила мощный толчок. Здесь уместно отметить, что прокладка ЛЭП “Юг-Север-500” успешно завершена к концу этого года, которая уже ждет притока достаточного объема электроэнергии по всей стране.

До сегодняшнего дня все святыни таджикского народа остались (надеемся не безвозвратно) вне пределов сегодняшнего его местонахождения, поэтому для его наступательного развития очень необходим и важен новый символ. Этим символом может выступить Рогунский гидроузел.

Наши предки, жившие, в основном, в долинах и на равнинах, воспевали титанические усилия народа в сооружении крупных ирригационных каналов (лучшие примеры: Джуи Мулиен, Джуи Ходжа Бакирган, Большой Ферганский канал, Вахшский канал и т.д.). Перемещение нашего народа выше по течению горных рек предопределяет и ставит новые стратегические задачи – не только изменить их русла, но и использовать их мощь для получения электроэнергии. Теперь новый Джуи Мулиен – река Вахш.

От таджикского народа, сделавшего первый шаг по пути национальной консолидации в 1997 году, когда был прекращен период национальной разобщенности, время требует сделать второй шаг – переход от национального согласия к конечному этапу консолидации – национальному единству. Именно участие в общенациональном “хашаре”- Рогунской стройплощадке- будет создавать тот общенациональный порыв и единение, который, наконец, обустроит наш общий дом.

Все соотечественники призываются к общенациональному “хашару” – строительству Рогунского гидроузла.

По материалам статьи в Азия-плюс 19.12.2009

[bws_related_posts]