Site icon Tajik Development Gateway на русском языке

Азиатский банк развития в Таджикистане взялся за продвижение идей “зеленой энергетики”

Азиатский банк развития в Таджикистане взялся за продвижение идей “зеленой энергетики”
Три четверти населения Таджикистана в течение полугода сталкивается с перебоями в энергоснабжении. DW выяснила, что дело отнюдь не в отсутствии природных ресурсов.

Трансформаторная станция в Таджикистане
Трансформаторная станция в Таджикистане

По оценкам Азиатского банка развития (АБР), более 73 процентов жителей Таджикистана с наступлением холодов живут в условиях ограниченного снабжения электричеством. И это в условиях, когда у республики есть громадный потенциал возобновляемых источников энергии.

Шаг к “зеленой энергетике”

Приготовление пищи
В Таджикистане летом стартует проект “Доступ к “зеленому финансированию”. Его цель смягчить энергетические проблемы жителей республики, страдающих от нехватки электричества. Программа поддерживается Азиатским банком развития, который выделил на ее реализацию грант в размере 10 миллионов долларов США.
Около полумиллиона жилых домов в стране не являются энергоэффективными. “Люди смогут получать льготные, низкопроцентные кредиты для приобретения энергосберегающего оборудования, которое позволит им освещать и обогревать свои жилища в зимний период”, – рассказал DW глава представительства АБР в Таджикистане Чанг Чи Юй.
Исследование АБР показало, что примерно половина семей, испытывающих проблемы с электроэнергией, заинтересованы в приобретении солнечных панелей. А почти 90 процентов отметили, что воспользовались бы такой возможностью, будь у них доступ к кредитам.

Дефицит и потери

По словам Чанг Чи Юй, Таджикистан покрывает за счет ГЭС 98 процентов своих потребностей в электричестве. “Фактически по причине отсутствия у республики источников получения газа и деградации тепловой сети, гидроэнергетика в последние годы остается безальтернативной”, – пояснил представитель финансового института.

Чанг Чи Юй
По его словам, в летнее время, когда тают ледники в стране, есть даже излишки электроэнергии. В зимний период из-за замерзания рек ее выработка снижается наполовину. И это на фоне повышения спроса на электричество. К тому же имеющийся потенциал используется неэффективно. “По сообщениям таджикских энергетиков, потери на линиях составляют до 17 процентов. Мы же считаем, что этот показатель выше”, – подчеркивает Чанг Чи Юй.
Попытки хотя бы частично смягчить потери и дефицит энергии в Таджикистане пока не принесли успеха. Было время, когда в стране в сельских районах бросились массово строить мини-ГЭС. Но это, как отмечают специалисты, не дало ожидаемого результата в первую очередь из-за слабого менеджмента. “В республике построены 310 малых станций, и только 10 из них сооружены по соответствующим стандартам. Фактически большая часть мини-ГЭС не работает и представляет собой металлолом. Просто деньги выброшены на ветер”, – говорит депутат нижней палаты таджикского парламента Шоди Шабдолов.

Солнце и ветер – не помощники?

Выручить Таджикистан могли бы альтернативные источники энергии. Но солнечная энергетика в Таджикистане непопулярна. Лишь единичные предприятия и жители используют гелиобатареи. При этом их завозят из Китая и опять же без учета определенных стандартов. К тому же панели дорогие, и многим жителям Таджикистана не по карману. “Перспективным проектом стало бы строительство собственного предприятия по производству солнечных батарей. Но почему-то власти и международные финансовые институты такую идею не продвигают”, – сетует эколог из Душанбе Курбон Кабутов.

Курбон Кабутов
В интервью DW он заметил, что свои технологии для завода по сборке солнечных панелей предлагала Германия. В условиях, когда в Таджикистане более 300 ясных дней этот проект расширил бы доступ простых людей к технологиям и снизил их зависимость их от проблем с энергоснабжением. “Гелиоэнергетические установки хороши для использования в частном секторе. По примеру Европы в частных домах может эффективно использоваться энергия солнца”, – говорит Кабутов. И добавляет, что проект “зеленого финансирования” под эгидой АБР будет как раз кстати.
В отчетах экологов отмечается, что с учетом коэффициента преобразования солнечной энергии в электрическую, в Таджикистане можно получать до 300 миллиардов кВт/ч в год. “Потенциал солнечной и ветряной энергетики у Таджикистана огромный, намного выше, чем у Германии. Но если в общем объеме немецкой экономики нетрадиционная энергия уже занимает почти 30 процентов, то здесь менее одного процента”, – говорит эксперт из Бишкека Руслан Акпаралиев.

Слабое развитие альтернативных источников энергии в Таджикистане аналитики объясняют рядом причин. Директор экологической организации “Малая земля” Тимур Идрисов среди факторов называет отсутствие благоприятных условий для инвестиций в эту область. Нужны госгарантии, налоговые послабления, низкие пошлины на импорт оборудования и фиксированные тарифы. “Также влияет и мышление устаревшими категориями, что солнце – это игрушка для ученых, но не серьезный источник энергии”, – отмечает наблюдатель.
По его мнению, чиновников в Таджикистане пугают высокие капиталовложения и медленная самоокупаемость “зеленых” проектов. Таджикская экономика фактически строится по принципу “здесь и сейчас”. Тормозом является также коррупция. “Гелиоэнергетика будет приносить прибыль при определенных условиях, но не сразу, зато экологические и социальные выгоды налицо. Но зачем это нашему чиновнику? Не блюдет он государственных интересов – ему легче подписать контракт на добычу угля или продать горнорудное месторождение. Там можно ничего не соблюдать, уничтожать, гадить и получать выгоду практически немедленно”, – считает Идрисов.
Источник: DW.de
[bws_related_posts]

Exit mobile version