Путин подписал «закон о резиновых квартирах»
Владимир Путин подписал ряд поправок, которые ужесточают ответственность за нарушение правил учета россиян и вводят уголовное наказание за фальшивые регистрации. Эксперты отмечают, что закон в первую очередь отразится на россиянах, которым зарегистрироваться в другом городе будет сложнее, чем иностранцам. Кроме того, говорят они, закон противоречит существующей концепции миграционной политики и Конституции.
У нынешних поправок в законодательство есть два названия — «закон о резиновых квартирах» и «закон о прописке». Согласно нововведениям, теперь за фиктивную регистрацию предполагается штраф от 100 тыс. до 500 тыс. рублей либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок. За проживание в квартире без регистрации будет наказываться и сам проживающий, и собственник жилья. Штраф для граждан составляет от двух до трех тысяч рублей, для собственников жилья — от двух до пяти тысяч, для юрлиц — от 250 тыс. до 750 тыс. рублей. Если правонарушение совершено в Москве или Петербурге, штраф предлагается установить на уровне от трех до пяти тысяч рублей для граждан, от пяти до семи тысяч для собственников жилья и от 300 тыс. до 800 тыс. рублей для юрлиц.
По оценкам Департамента экономической политики и развития, 172 тыс. квартир сдаются в Москве нелегально. Как полагают участники рынка недвижимости, в действительности цифры несколько больше. По их подсчетам, порядка 90% рынка аренды является «серым». Часть этих квартир активно сдается мигрантам – в одной квартире могут проживать по несколько десятков человек, некоторые собственники регистрируют за деньги без проживания.
В принятой версии из-под действия закона были выведены отдельные категории граждан. Этот закон уравнивает между собой такие субъекты федерации, как Москва и Московская область, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область, т.е., будучи зарегистрированным в Москве, гражданин может проживать по любому адресу на территории столицы или в Подмосковье. Кроме того, от обязательной регистрации освобождены близкие родственники собственника жилья — супруги, дети, в том числе усыновленные, супруги детей, родители, в том числе приемные, супруги родителей, бабушки, дедушки или внуки.
Причиной подписания данных поправок ФМС, которая их готовила, называет борьбу с «резиновыми квартирами», в которых регистрируются тысячи граждан. Еще одним мотивом ужесточения правил учета для россиян эксперты называют желание властей отслеживать их передвижение.
Однако из-за принятого закона россияне оказались в худшей ситуации, чем иностранные граждане: им зарегистрироваться по месту пребывания или проживания сложнее.
Заведующий сектором изучения миграционных и интеграционных проблем Института социологии РАН Владимир Мукомель считает, что закон направлен на ужесточение миграционного учета иностранных граждан. Но прежде всего он осложнит жизнь россиян. «Осложняются вопросы, связанные с мобильностью российского населения. Закон обращен в прошлое, поскольку ориентируется на советскую модель регистрации. Сейчас мы живем в других условиях — люди, прописанные по одним адресам, живут по другим, кто-то зарегистрирован в одном регионе, а работает в другом. Этот закон — продолжение нарушений прав российских граждан. В 1990-е годы Конституционный суд вынес несколько постановлений и определений, согласно которым наличие или отсутствие регистрации не должно ущемлять права граждан», — говорит эксперт. По словам Мукомеля, закон противоречит федеральному законодательству и Конституции, поэтому нужно ждать исков в Конституционный суд. «Искать человека по адресу, по которому он зарегистрирован, — наивная задача. Если хотят найти человека, то его ищут другими способами», — говорит Мукомель.
По словам юриста Евгения Володина, закон «о резиновых квартирах» не сбалансирован и с концепцией государственной миграционной политики, которая предполагает привлечение трудовых резервов из других субъектов РФ.
«Данный документ ограничивает права граждан России, которые приезжают на заработки в Москву», — говорит Володин. Эксперт считает, что закон, несомненно, будет действовать, поскольку у исполнительных органов появится новая графа, которую нужно будет закрывать. «Значит, проведут несколько показательных судебных процессов, — считает Володин. — По распоряжению мэра участковые до 31 декабря этого года должны обойти все квартиры в Москве, чтобы выявить незарегистрированных граждан». По словам юриста, участковым можно просто не открывать дверь. Войти в квартиру он может, только имея на руках постановление суда. «Но участковые — люди интересные, они караулят интересующие их квартиры по утрам, когда люди на работу ходят. Соответственно, возрастет коррупционная составляющая, поскольку людям грозит уголовное наказание», — отмечает Володин.
По словам юриста компании «Юков и партнеры» Марины Краснобаевой, если участковому откроют дверь, он может проверить документы. «Если выяснится, что место жительства и регистрации не совпадают, сам жилец уже будет вынужден придумывать правдоподобные объяснения данной ситуации. Если они покажутся участковому неубедительными, он составит протокол о привлечении к административной ответственности», — говорит Краснобаева. «Если соседи все-таки подтвердят, что жилплощадь занимает арендатор, а не собственник, то это будет как минимум сигналом для участкового к более пристрастной проверке. Конечно, «нелегал» наверняка будет гнуть свою линию, доказывая, что он племянник владельца и живет в этой квартире всего лишь месяц. Как в таких ситуациях будут поступать органы правопорядка, пока непонятно. Однако именно от этого и будет зависеть влияние закона на рынок аренды жилья. Если участковые повально начнут выписывать всем штрафы только на основании показаний соседей, то ставки аренды существенно вырастут», — рассказывает генеральный директор «Метрикм Групп» Мария Литинецкая.
Евгений Володин считает, что физически соблюдать в Москве этот закон будет невозможно, поскольку не обеспечена инфраструктура, чтобы люди могли действовать в рамках законодательства. Людям, приезжающим в Москву на работу, не предоставляют общежитий, где они могли бы зарегистрироваться, в столице нет фонда социального жилья. «Проблему «резиновых квартир» можно решить очень просто — издайте нормативно-правовой акт, который будет устанавливать максимальное количество метров жилья на зарегистрированных людей в квартире. Таким образом, фиктивная регистрация умрет как таковая, потому что не будет возможным зарегистрировать в квартиру больше человек, чем там может фактически проживать», — отмечает Володин.
Председатель комиссии по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений Совета по правам человека Евгений Бобров рассказывает, что СПЧ предлагал свои поправки в закон, однако они не были учтены, несмотря на то что президент Путин дважды встречался с членами совета. «Нашим главным предложением было предусмотреть возможность регистрации как в жилых, так и в нежилых помещениях. Если у человека нет жилья, то пусть его регистрируют по адресу работодателя. Если у человека нет и работодателя, то пусть регистрируют по территориальному отделу ФМС. Хотя бомжам регистрация не нужна, но если ее организовать, то государство сможет планировать количество бесплатных столовых и пунктов обогрева для них», — говорит Бобров. По мнению эксперта, больше всего от закона пострадают россияне, которые приезжают на работу из других регионов, потому что иностранные граждане, в отличие от россиян, могут регистрироваться по адресу работодателя или в нежилых помещениях.
Бобров считает, что принятые поправки искажают регистрационный учет, поскольку целые социальные группы оказываются освобождены от регистрации. «У нас могут не регистрироваться родственники тех, кто живет в Москве, Петербурге и ближайший областях. Или граждане, которые зарегистрированы в одном месте в регионе, а живут в другом месте в том же регионе — они тоже могут не получать регистрацию. То есть, если я продал свою квартиру, купил соседнюю, я могу в ней не регистрироваться. Спрашивается: по какому адресу суд должен высылать повестку или куда должны приходить квитанции из ЖКХ? Зачем нужен такой учет, непонятно», — недоумевает Бобров.
По мнению СПЧ, от существующей системы регистрационного учета можно будет отказаться, когда будет введена электронная общероссийская база регистрационного учета граждан. «А ее только-только начинают делать, хотя уже много лет отмывают деньги на всяких государственных регистрах населения. Наши специалисты из совета говорят, что достаточно 30 программистов и полгода работы, чтобы создать такую базу. В результате сейчас мы имеем закон, который написали люди, зарабатывающие деньги на регистрациях. Мы трубили о том, что нужно прекращать продажу фальшивых регистраций и госдокументов, но никто ничего не делал. В итоге мы даже умудрились зарегистрировать директора ФМС Ромодановского в «резиновую квартиру». После этого уголовное дело возбудили, но оно закончилось ничем: мы попытались зарегистрировать главу МВД в «резиновой квартире», и тот же курьер, что регистрировал Ромодановского, привез нам документы на Колокольцева», — утверждает Бобров.
Источник: Газета.Ру