России выдвинуты новые условия аренды
Газета “Коммерсантъ”, №46 (5077), 19.03.2013
Как стало известно “Ъ”, Россия потребовала от Таджикистана в кратчайшие сроки ратифицировать соглашение о пребывании на его территории 201-й российской военной базы. Два ключевых условия, выдвинутых Душанбе, Москва уже выполнила: предоставила льготный режим таджикским мигрантам и отменила экспортные пошлины на поставки нефтепродуктов в Таджикистан. Однако теперь, как выяснил “Ъ”, Душанбе требует от Москвы еще и гарантированных инвестиций в таджикскую гидроэнергетику и дополнительных денег на модернизацию своей армии. Москва, по данным “Ъ”, продолжать торг с Таджикистаном больше не готова.
В конце минувшей недели начальник Генштаба РФ генерал армии Валерий Герасимов посетил Душанбе с визитом. По словам источника “Ъ” в военном ведомстве, первоначально поездка была запланирована на середину февраля и должна была носить чисто рабочий характер (вопросы военно-технического сотрудничества, регулярная инспекция военных объектов и проч.). На сей же раз ключевой темой переговоров начальника Генштаба РФ был вопрос о задержке с ратификацией таджикской стороной соглашения об условиях пребывания на территории страны 201-й российской военной базы. Собеседник “Ъ” рассказал, что Валерий Герасимов в разговорах со своими таджикскими коллегами четко дал понять: Москва “настаивает на скорейшей ратификации соглашения” и рассчитывает, что Душанбе уложится за месяц.
Первый замминистра обороны Таджикистана, начальник Генштаба генерал-лейтенант Рамиль Надыров по итогам встречи с Валерием Герасимовым заверил: “Сомнений относительно соблюдения сроков реализации соответствующих документов нет”. Однако уточнить эти сроки генерал Надыров отказался.
Соглашение о продлении на 30 лет пребывания 201-й базы — крупнейшего сухопутного военного объекта РФ за рубежом — две страны подписали еще в октябре, в ходе визита в Душанбе президента РФ Владимира Путина. Одновременно Москва пообещала пойти навстречу Душанбе в четырех важных для него вопросах: о введении льготного режима для таджикских мигрантов, об отмене экспортных таможенных пошлин на поставки в Таджикистан российских нефтепродуктов, о выделении $200 млн на перевооружение таджикской армии и о возможных инвестициях в строительство малых и средних ГЭС на реках Таджикистана. Первые два обещания были зафиксированы в виде меморандумов.
В январе глава МИД Таджикистана Хамрохон Зарифи на вопрос “Ъ” о том, когда его страна ратифицирует соглашение по базе, ответил, что сначала Россия должна выполнить условия этих двух меморандумов (см. “Ъ” от 18 января). По словам источника “Ъ”, близкого к двусторонней межправкомисии с российской стороны, Москва, “хоть и считала, что ряд аспектов этих договоренностей стоило проработать детальнее, в итоге пошла навстречу Душанбе”. Оба меморандума (“О сотрудничестве в сфере поставок нефтепродуктов в республику Таджикистан” и “О порядке пребывания граждан Таджикистана на территории РФ”) были в начале февраля оформлены в виде двусторонних соглашений и подписаны главами соответствующих министерств.
Однако вопрос с ратификацией соглашения по базе с места не двинулся. Во многом именно по этой причине был буквально в последний момент отменен визит в Душанбе первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова.
По словам собеседника “Ъ”, близкого к двусторонней межправкомисии, Душанбе выдвинул два дополнительных условия. Таджикская сторона потребовала оформить в виде официальных двусторонних соглашений еще и устные договоренности, достигнутые в октябре,— о выделении Россией средств на модернизацию вооруженных сил Таджикистана и денег на развитие его гидроэнергетики. Более того, в Душанбе выразили пожелание, чтобы Москва выделила на перевооружение таджикской армии больше обещанных $200 млн., напомнив, что Киргизии РФ обещала на аналогичные цели около $1 млрд.
“Москва на эти новые условия не согласилась,— твердо заявил собеседник “Ъ” в межправкомиссии.— Мы готовы прорабатывать таджикские пожелания, но на это понадобится время. На увязку же этих требований с арендой нашей базы мы точно не пойдем”.
В Москве рассчитывают, что Душанбе не станет и дальше затягивать с ратификацией соглашения по базе. Несмотря на то что Россия подписала документы по мигрантам и нефтепродуктам, в силу они пока не вступили, поскольку проходят последние бюрократические процедуры. И при желании процесс этот может продолжаться долго. А это Таджикистану явно невыгодно.
Иван Сафронов, Елена Черненко